
Мы написали текст – ответ на иногда встречающийся ваш вопрос «а что такого, если кто-то пытается помочь в поиске и представляется вами, не являясь участником отряда «Лиза Алерт»? Очевидно же, что ему так будет проще получить информацию, а чем больше людей, тем лучше!»
Поэтому сегодняшнее ЧаВо (часто задаваемые вопросы) – об этом.
Мы всегда рады, когда кто-то готов присоединиться к поиску пропавшего человека, но считаем необходимым, чтобы действия по поиску координировались и велись совместно.
1. Чем плоха ситуация, когда пропавшего ищет много людей по своим методикам.
— Родным приходится несколько раз отвечать на одни и те же вопросы, и это быстро им надоедает. К тому же ситуация пропажи человека очень эмоциональная и болезненная, и это просто тяжело повторять из раза в раз.
— Неразумно расходуются ресурсы, когда разные люди ходят по одним и тем же маршрутам, опрашивают одних и тех же свидетелей и осматривают одни и те же забросы. Люди устают, выполняя ненужные уже задачи, а драгоценное время уходит.
— Важные свидетельства могут попасть в результате к тем, кто не сумеет их грамотно «отработать», или к тем, кто не передаст их отряду и полиции.
2. Мы беспокоимся, если кто-то ведёт поиск, представляясь добровольцем отряда, но на самом деле не имеет к «Лиза Алерт» никакого отношения. В этой ситуации у нас возникает множество вопросов, и мы не находим на них ответов:
— Что мешает этому человеку искать с нами, для чего он прибегает к обману? Он не согласен с нашими методиками? Почему он тогда не действует от своего имени или в сотрудничестве с другой организацией?
— Что заставляет его использовать наше имя? То, что нам доверяют? Нет ли у него других целей – выведывать информацию для передачи третьим лицам или СМИ, вымогать деньги за якобы имеющиеся у него сведения, не является ли он, в конце концов, преступником, виновным в пропаже этого человека, который приходит за информацией, чтобы обезопасить себя?
3. Мы как отряд несём ответственность за действия наших добровольцев и за результат, но не можем и не хотим отвечать за людей, пришедших к заявителям с неясными целями или собирающихся работать по не известным нам методикам.
4. Далеко не всегда ситуация пропажи человека однозначна – зачастую в ней могут быть обстоятельства, которые требуют очень осторожного обращения с информацией: это криминальная история – и тогда все обстоятельства поиска являются тайной следствия, это ситуация, когда человек пропал из-за алкогольной или наркологической зависимости – и если это выйдет наружу, то это испортит ему жизнь и дальнейшую карьеру, это уход из дома человека в тяжёлом психологическом состоянии – и тогда любое неосторожное движение может привести к трагическим последствиям, и другие разного рода истории, требующие очень внимательного и аккуратного отношения и к информации, и к эмоциям пропавшего и его родных.
Координаторы и инфорги «Лиза Алерт» долго учатся, а главное, постоянно участвуют в разборах реальных ситуаций поиска, чтобы получить представление о разнообразии этих историй и научиться грамотно действовать в каждой конкретной ситуации. И, конечно, одно из основных правил отряда, с которым знакомится каждый, кто приходит на наши поиски – никогда не передавать информацию о поисках третьим лицам и не распространять её в публичном пространстве.
5. Помимо мошенников, ясновидящих, детективов, планирующих заработать, и тех, кто искренне желает помочь, потому что им кажется, что они знают, как надо, поиск человека может привлекать внимание психически нездоровых людей, которые будут, получив контакты заявителей, приходить к ним и, представляясь поисковиками, получать какую-то информацию, а затем использовать её по-своему, непредсказуемо и иногда травматично и даже опасно для заявителей и пропавшего.
6. Как может возникнуть ситуация, когда вдруг появляются люди, которые от имени отряда входят в контакт с родственниками? Очень просто: если родные пропавшего, несмотря на наши рекомендации, разместили в интернете и развесили по населённому пункту объявление о поиске своего близкого человека и указали свой номер телефона.
Мы не просто так во всех наших ориентировках указываем только номер полиции и только номер горячей линии «Лиза Алерт» — в первую очередь это делается как раз для того, чтобы с мошенниками, ясновидящими, свидетелями и теми, кто знает, как искать, общались наши специально обученные этому операторы или сотрудники полиции и «отсекали» всё, что не может помочь в поиске.
Общественное внимание, прикованное к поиску, может действительно сильно навредить заявителям, если любой желающий может найти их номер телефона. Поэтому мы просим наших заявителей: во-первых, не размещайте свои контакты и адреса в объявлениях о поиске! Если вы сами не распространите свои контакты, мошенники НИКАК не смогут получить их от нас.
Во-вторых, если вы подали заявку в «Лиза Алерт» и мы уже начали действия по поиску, то у вас есть контакт инфорга, занимающегося вашим поиском, и, возможно, координатора – именно эти люди занимаются им, координируют действия, организуют активный поиск, распространение ориентировок, отработку свидетельств и так далее, и только они могут вас информировать о планируемых действиях по поиску. Они являются представителями «Лиза Алерт», и все вопросы, всю дополнительную информацию вы можете адресовать им.
Если кто-то приходит к вам или звонит, называясь добровольцем «Лиза Алерт», хочет получить от вас какие-то сведения или предлагает совместные действия, не говоря уже о том, что просит у вас денег (мы этого не делаем никогда), свяжитесь со своим инфоргом и проверьте у него информацию.
Если ваша заявка только поступила к нам в работу и вы по какой-то причине сомневаетесь, что с вами связывается представитель отряда, позвоните на нашу горячую линию, чтобы информацию передали тому, кто будет заниматься вашим поиском, он разберётся в этой ситуации.