В отряде #ЛизаАлерт Тюменской области стартовал третий поток обучения старших поисковых групп (СПГ). 1 февраля в мультицентре «Моя территория» состоялось первое теоретическое занятие для курсантов.
СПГ — одна из самых востребованных специальностей в отряде, так как без ответственного и опытного поисковика группа не отправится на задачу.
Старший поисковой группы не только знаком с алгоритмами и методиками поиска, но и способен быстро принимать решения в критических ситуациях, а также нести ответственность за свои действия. Он умеет оказывать первую помощь пострадавшим, отлично владеет навыками работы с навигатором и знает правила радиообмена.
Ориентирование в лесу при помощи компаса для СПГ — не проблема, он всегда может определить своё местоположение, даже без использования навигационных систем. Кроме того, СПГ свободно ориентируется по карте и может выстроить безопасный маршрут выхода из леса в случае чрезвычайной ситуации. Это самый подготовленный поисковик, на плечах которого правильное выполнение задач и безопасность группы.
В новом потоке более 20 поисковиков «ЛизаАлерт» Тюменской области пройдут обучение по специальной программе, чтобы к началу сезона приобрести компетенции для поисков в городской и природной среде. После изучения теории курсантов ждут практические занятия в полевых условиях. Добровольцы не только освоят основы выполнения задач во время поисково-спасательных работ, но и научатся применять знания на практике.
Поисковикам, которые успешно завершат курс, будет присвоена квалификация «Старший поисковой группы». Желаем будущим СПГ плодотворных занятий, удачи и успешного прохождения курса!
В середине марта 20 курсантов программы подготовки старших поисковых групп успешно завершили теоретический курс и, после сдачи итогового теста, приступили к полевым занятиям. На текущий момент проведено четыре практических занятия, каждый из которых был посвящён отработке конкретных поисковых навыков.
В рамках подготовки курсантов особое внимание уделялось не только практическим занятиям, но и самостоятельной работе. Одним из элементов обучения стали домашние задания на отработку навыков работы с картой и компасом, навигации и прокладки маршрутов. Одним из упражнений стал расчет маршрутов и дальнейшее самостоятельное прохождение их в реальных условиях в Гагаринском парке. Во время практического выполнения задания курсант фиксировал свой трек в навигационной программе для последующего анализа. Это позволяло наглядно сравнить планируемый маршрут с фактически пройденным, выявить расхождения и проанализировать причины возникших отклонений.
Основы работы с навигатором. Радиосвязь
На практике курсанты отрабатывали навыки работы с туристическими навигаторами:
- проверили и установили критические настройки навигаторов;
- изучили различные системы координат, виды карт и другие важные аспекты;
- сравнили разные модели навигаторов, оценив их удобство и функционал.
Для закрепления материала каждая учебная группа прошла свой маршрут на территории экопарка «Затюменский» с применением навигаторов. Курсанты освоили передачу координат в различных форматах, отработали базовые операции работы с навигаторами: сохранение треков, постановка точек, создание маршрутов, переключение карт и т.д.
Одновременно группы практиковались работе в радиоэфире:
- закрепили практические навыки работы с радиостанциями;
- изучили и применили на практике основные принципы и этику ведения радиообмена на ПСР;
- отработали чёткую и лаконичную передачу информации в эфире.
Работа с компасом. Методика работы на отклик.
В рамках учебной программы занятие состояло из двух ключевых блоков: работы с компасом и освоения методики работы на отклик.
1. Блок по ориентированию на местности с помощью компаса:
На начальном этапе занятия был проведен вводный инструктаж, в ходе которого:
- повторены базовые принципы работы с компасом;
- отработано стандартное упражнение "рамка" - выполнение прохода с помощью компаса на открытой местности, позволяющее освоить технику определения и выдерживания азимута;
- проведено практическое прохождение размеченного маршрута с контрольными точками-азимутами.
По результатам выполнения упражнений курсанты продемонстрировали точность определения магнитного азимута, способность выдерживать заданное направление движения, умение точно выходить в указанные контрольные точки.
2. Блок «работа на отклик»:
Вторая часть занятия была посвящена освоению одной из ключевых поисковых методик - «работа на отклик»:
- отработан алгоритм методики;
- изучены методы определения азимута на источник отклика, примерной дистанции до источника отклика;
- проведены упражнения по фиксации и обработке полученных данных.
Особое внимание уделялось выдерживанию алгоритма работы на отклик и особенностям работы в различных природных и погодных условиях (лесной массив, ветреная погода, посторонние шумы, мешающие определению направления и звука отклика). Полученные навыки являются базовыми для эффективного проведения поисковых работ в природной среде.
Работа с компасом в смешанном лесу. Работа на отклик в ночное время
1.Блок «Работа с компасом в смешанном лесу»:
Занятие состоялось в лесопарке «Гагаринский». Курсанты продолжили оттачивать работу с компасом и познакомились с элементами методики поиска «прочес».
Перед началом практики будущие СПГ изучили обязательную экипировку старшего. Разобрали правила безопасности в лесу.
Далее курсанты отработали:
-основы азимутального хода;
-точное движение по компасу с применением визуальных маркеров;
-коррекцию курса в плотном лесу;
-построение поисковой шеренги, равномерное распределение участников с соблюдением интервалов.
2.Блок «Работа на отклик в ночное время»
После захода солнца перешли к работе на отклик, сравнив особенности этого метода в темноте и при дневном свете.
Во время практики будущие СПГ отработали:
- методы определения азимута на источник отклика, примерной дистанции до источника отклика;
- упражнения по фиксации и обработке полученных данных;
-особенности ночного поиска: работа с фонарями, навигация, безопасность;
-методику отклика: как правильно делать окрик и слушать отклик;
-взаимодействие в группе и распределение ролей.
Прочес
Будущие СПГ отрабатывали один из ключевых поисковых методов — прочес. Занятие получилось интенсивным (более 7 часов в лесу!), но крайне продуктивным.
1.Теоретическая подготовка:
- повторили понятие магнитного склонения;
- отработали методику учета склонения при переносе азимута с карты на компас;
- вспомнили основные принципы построения поисковой шеренги.
2. Практическая часть:
-Участники разделились на три группы по 4 человека. Каждая группа получила для обследования участок смешанного леса размером 200×100 метров.
-Группы рассчитали необходимый азимут для закрытия заданной территории и вышли на задачу.
-На каждом участке были заранее размещены артефакты – предметы, которые, согласно легенде, могли принадлежать потерявшемуся человеку. Задача групп – найти все артефакты, фиксируя находки по установленному алгоритму.
-Во время выполнения задания инструкторы наблюдали за работой групп, отмечая и исправляя ошибки, такие как: неточности в расчете магнитного склонения, нарушение интервалов в шеренге при прочесе.
Занятие подтвердило важность дисциплины построения во время прочеса, внимательности каждого участника, слаженности работы группы.