Отчёт координатора «ЛизаАлерт» Татьяны (позывной «Нафка») о поиске Солгалова Александра Ивановича, 81 год, г.о. Истра, МО:
«Говорят, деменция – болезнь ухаживающего. И с этим нельзя не согласиться. Порой уход за пожилым человеком с когнитивными нарушениями в рамках квартиры становится невозможен. Люди с деменцией часто уходят из дома и теряются, предотвратить случаи пропаж очень непросто. Многие семьи принимают для себя трудное решение о том, что их близкому нужно подыскать специализированное учреждение. Я не осуждаю их, ведь в таких учреждениях больному оказывают особый уход, с ним работают специалисты, он получает общение и теплоту, а также безопасность.
Подобных учреждений в Москве и области очень много. Семья Александра Ивановича выбрала лучшее по их мнению: уютный дом, вежливый персонал, чистота, красивая территория, пансионат находится недалеко – есть возможность регулярно навещать дедушку. С выбором они не ошиблись – настроение у Александра Ивановича улучшилось, было очевидно, что ему там комфортно. И он перестал убегать. За год проживания в доме заботы он не предпринял ни одной попытки к побегу.
Но, к сожалению, даже самый чуткий контроль не помог избежать беды.
Четвёртого октября 2023 года, спустя пару часов часов после пропажи, в отряд “ЛизаАлерт» поступила заявка на поиск от сотрудников учреждения. Александр Иванович незаметно ушёл, как только персонал на минуту ослабил бдительность.
Место пропажи – частный сектор. Нет, это не глухая забытая богом деревня. Это ухоженный жилой массив, огромные коттеджи со множеством видеокамер наблюдения. К слову, чтобы получить записи с этих камер, нам потребовалось немало усилий. Иногда нам просто отказывали, а в некоторых случаях достучаться до владельца было невозможно – высокий забор, звонок отсутствует.
В ходе поиска было получено важное свидетельство – один из жителей видел дедушку, похожего на Александра Ивановича, на краю деревни, около забора с выходом в поле.
Отрабатывали все версии – пропавший мог уйти в природную среду и заблудиться там, также он мог выйти за территорию деревни на дорогу, уехать в неизвестном направлении на общественном транспорте либо просто плутать по ближайшим населённым пунктам.
На отработку поля, где в последний раз видели дедушку, направляю подготовленную группу из двух опытных ребят, которым доверяю даже больше, чем себе. Их задача – осмотреть поле, всевозможные тропинки, канавы, траншеи и прочие ловушки.
Следующие «лисы» (поисковые группы) также отрабатывают природную среду, постепенно расширяя зону поиска.
Клеим ориентировки, распространяем информацию в интернете, патрулируем дороги и посёлки, плотно оповещаем сотрудников общественного транспорта, отрабатываем медицинские учреждения. Инфорг поиска Алёна (позывной “Огонёк”) оповещает все ближайшие отделения полиции, ищет различные местные группы в социальных сетях.
Одна из групп, отрабатывающих природную среду, сообщила о том, что сторож конюшни, расположенной неподалеку, утром видел седого человека, идущего по полевой дороге в сторону шоссе. Он заметил его с большого расстояния и не мог точно сказать, был ли этот человек похож на пропавшего. Но по времени и локации всё сходится. Да и некому там ходить – стройка газопровода, перерытая глина, техника стоит. Рабочих на поле в тот день не было.
Тишина. Мы работали всю ночь, больше ни единой зацепки.
Персонал учреждения принимает посильное участие в поиске. Регулярно нам выносят горячий чай и перекус.
К утру, как обычно, людей в штабе остаётся очень мало. Сын дедушки отправляется отсматривать камеры видеонаблюдения в посёлках, расположенных вдоль шоссе – нужно максимально сузить зону поиска, «отрезать» направления.
Спали мы буквально пару часов, состояние моё и моих коллег, мягко говоря, так себе. Но нужно биться дальше.
Нельзя упускать световой день. Поле, которое уже было отработано ранее, не даёт мне покоя. Откликнулся пилот направления «Авиация», чтобы осмотреть его с воздуха. Ждём вертолёт, подготавливаем площадку для посадки.
Приезжает кинологический расчёт. Одна из собак проходит обучение на “след”. Посовещавшись, принимаем решение попробовать дать собаке занюшку – образец запаха для поиска. Прошло уже больше суток, личные вещи Александра Ивановича уже трогали, чтобы выявить, в какой одежде он ушёл. Его кровать была аккуратно застелена персоналом учреждения. Но нам удаётся заметить полотенце пропавшего на изголовье кровати. Сосед дедушки по комнате подтвердил, что после пропавшего это полотенце никто не трогал.
Двойка кинологов с собакой приступает к работе. Через некоторое время собака уверенно уходит в поле.
Мне звонит пилот вертолёта Александр («Лодочник») – у них всё готово для вылета. Расчётное время прибытия – 30 минут.
Вдруг звонок с не знакомого мне номера – “Нашли, мы нашли его!!! Живой!! Это Лара, кинолог!!”
Сердце бьётся бешено. Адреналин, как обычно, кружит голову, от усталости не остаётся и следа. Срочно готовим группу эвакуации, хватаем носилки, бежим на место обнаружения.
Нашли, спасли. Сделали всё возможное для такого финала поиска. Дедушке была оказана необходимая помощь, сейчас он находится под наблюдением, в тепле и заботе.
Как рассказала кинолог Лара, её собака долго улавливала запах, постоянно вела в одном направлении, пытаясь локализовать местонахождение источника этого запаха. Спустя некоторое время собака привела кинологов к потерявшемуся!
Мы могли найти его первой задачей. Не заметили. Ситуация усложнялась особенностью местности – в поле был рельеф, рытвины. А Александр Иванович не разговаривает, он не мог откликнуться.
Я выражаю огромную благодарность каждому, кто принимал участие в этом поиске! Отличная работа штаба, замечательный и ответственный инфорг поиска! Спасибо, команда!
Отдельная благодарность сотрудникам пансионата и особенно управляющему Тимуру за заботу и неравнодушие!»