Отчёт информационного координатора отряда «ЛизаАлерт» Елены (позывной «Bro») о поиске Воронцовой (Мельниковой) Антонины Андреевны, 75 лет, Москва:
«15 февраля 2023 года на горячую линию отряда поступила заявка на поиск Воронцовой (Мельниковой) Антонины Андреевны. Пожилая женщина пропала во время прогулки, родственники практически сразу же начали самостоятельные поиски, но справиться своими силами не смогли, поэтому обратились в полицию и в ПСО «ЛизаАлерт».
Вводные для поиска выглядели обнадеживающе: человек пропал в городской среде в дневное время, с момента пропажи прошло 5 часов, в районе, где это произошло, есть магазины, люди (потенциальные свидетели) и общественный транспорт – все эти обстоятельства, как правило, приводят к быстрому «найден, жив».
Собранная информация говорила о том, что самостоятельно пожилая женщина домой вернуться не сможет, за помощью тоже вряд ли обратится – и надеяться приходилось только на максимально быстрое оповещение в районе пропажи и на свидетельства от местных жителей или с камер видеонаблюдения от полиции.
Традиционно в таких случаях обратились к ГКП – группе коротких прозвонов больниц: очень надеялись, что пожилая женщина найдет отклик у прохожих и ей вызовут скорую помощь или полицию. Первый же звонок на ближайшую подстанцию скорой помощи дал практически стопроцентный результат: «Да, неизвестная женщина была, Воронцова, отправили в больницу». Радостно выдыхаем: большая удача – с минимальным вовлечением ресурсов отряда найти потерявшегося человека!
Звоним в больницу для подтверждения информации и узнаем, что никаких неизвестных женщин им сегодня не доставляли, тем более с указанной фамилией. Не сильно расстраиваемся, так как действительно бывают ситуации, когда в больницу доставляется неизвестный, а в больнице его еще не внесли в базу пациентов, человек может находиться в приемном покое, быть записан под другим именем и т.д. К сожалению, единая общая база неизвестных пациентов отсутствует, и нередко родственникам приходится приложить много усилий, чтобы найти своего близкого в больнице.
Уточняем информацию повторно в скорой помощи – и тут уже нас ждет разочарование. Оказалось, что неизвестная женщина не Воронцова и нам дали ошибочную информацию. Понимаем, что нужно запускать поиск.
Формируются автономные экипажи, печатаются ориентировки – работы много. Находимся в постоянном контакте с родственниками пропавшей – они объезжают район пропажи, ищут Антонину Андреевну. Уже ближе к ночи получаем свидетельство, что пропавшая в районе 14.00 этого же дня заходит в метро «Автозаводская». Других свидетельств нет.
Для поисково-спасательных работ тот факт, что потерявшийся человек зашел в метро, – это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что в метро человек находится в тепле, там есть сотрудники метрополитена, полиция, пассажиры – и при своевременном оповещении и реагировании пропавший будет быстро найден и возвращен родственникам. Плохо, потому что в ситуации, когда человеку трудно добираться домой самостоятельно, нельзя предугадать, где конкретно он может находиться в метро, на какой станции выйдет и где его искать в отсутствие достоверных свидетельств.
К сожалению, в нашем случае обстоятельства сыграли против нас. Информирование сотрудников метро на входе на станцию «Автозаводская» и на соседних станциях не принесли каких-то свидетельств.
Автономные экипажи, выполнив по максимуму работу по оповещению и патрулированию, вернулись домой. Оставалось ждать свидетельств и продолжать удаленное оповещение и распространение информации.
Утром 16 февраля ГКП приносит нам радостную новость – Антонина Андреевна находится в больнице. Совпадение по ФИО, дате рождения и дате пропажи. Передаем информацию родственникам – просим их позвонить в отделение, где, согласно информации ГКП, должна находиться Антонина Андреевна – и скорее ехать ее забирать. Но через 5 минут родственники перезванивают и говорят, что по информации из приемного покоя такая пациентка в указанную больницу не поступала. Предыдущая ошибка с больницами уже научила нас осторожности. Начинаем уточнять детали и узнаем, что год назад Антонина Андреевна уже лежала в этой больнице.
Еще несколько уточнений – и в больнице и у родственников – и понимаем, что в базе пациентов больницы бабушка числится как находящаяся в отделении, в то время как данных в приемном покое больницы о ее поступлении нет.
Опять ошибка. К сожалению, мы снова сталкиваемся с ситуацией, когда невыверенные данные в больничной базе дают неверную информацию о находящихся там пациентах. Поиск продолжается.
Днем 16 февраля (потерявшаяся к этому моменту уже сутки находится на улице) получили свидетельство: около 8 утра Антонина Андреевна была в районе жилого дома на Нагатинской набережной. Родственники выехали к месту свидетельства и начали осматривать территорию. В течение 15 минут найден экипаж волонтеров на указанный адрес. Опрос на месте показал, что Антонина Андреевна зашла в подъезд жилого дома и даже общалась с охранником подъезда.
К сожалению, многим людям, не сталкивающимся с проблемой потерявшихся пожилых людей, не всегда ясно, как поступать в таком случае, поэтому помощь оказывают ситуативно, без понимания, что человек в данный момент может нуждаться совсем в другом. Опрос охранника, тем не менее, дал много информации: мы получили актуальное описание Антонины Андреевны на момент свидетельства, а также охранник рассказал, что пожилая женщина спрашивала у него про автобус, и отзывчивый человек проводил ее на остановку рядом с домом и даже видел, как она садилась в автобус. К сожалению, номер автобуса он не запомнил, но на остановке останавливаются всего два маршрута, и это помогло немного сузить радиус поиска. С момента этого свидетельства прошло пять часов, Антонина Андреевна могла выйти на где угодно, но мы старались проработать наиболее вероятные варианты.
Выехали еще два экипажа с задачей обследовать конечные остановки этих двух автобусов. Экипаж, опрашивающий охранника, параллельно успел закинуть ориентировку в чат водителей автобусов – такие чаты очень мощный поисковый инструмент, и как показало развитие событий, именно он дал нам максимальный результат.
В течение часа с того момента, как было отправлено сообщение в чат, поступил звонок на 8800 от Светланы, водителя автобуса. В районе 9 утра Светлана, выполняя рейс на одном из маршрутов, следовавших мимо места с последним свидетельством, обратила внимание на пожилую женщину, которая не вышла на конечной остановке ее автобуса (Нагатинский затон) и спала в салоне. Обычно Светлана всегда старалась узнавать у таких людей, не потерялись ли они, не нужна ли им помощь. Увидев спящую в салоне пожилую женщину, водитель вышла в салон с намерением уточнить информацию или предложить помощь. Но пожилая женщина, когда ее окликнули, сразу же встала со своего места и целенаправленно вышла из автобуса. Создалось ощущение, что она знает, куда идти, поэтому водитель автобуса не стала дальше ничего уточнять и вернулась к работе. Но увидев ориентировку в чате водителей, сразу же позвонила на горячую линию «ЛизаАлерт».
Мы понимали, что Антонина Андреевна в районе 9 утра находилась где-то около Нагатинского затона и в худшем случае могла уехать на другом автобусе в другом направлении. Тем не менее, к месту подъехали два экипажа. Начался осмотр территорий и… мы замерли, не веря себе (повторю, с момента того, как женщину видели последний раз, прошло 5 часов, а на улице холодно и неуютно): в поисковый чат пришло сообщение: «Нашел!». Вал взволнованных ответов: «Кого нашел? Фото? Где? Что?». И следующим сообщением от поисковика приходит фото бабушки в салоне его машины. Сто процентов наша, но мы всегда обязательно получаем подтверждение у родственников.
«Да, это она! Где?» — пишут родные. Как же радостно отвечать родственникам в таких случаях: «Найдена, жива, находится с нашими волонтерами, приезжайте забирать».
Большое удовлетворение приносит поиск, на котором оперативно сработали оповещения, когда сразу же находятся волонтеры, готовые моментально подорваться и поехать уточнять свидетельства, и есть максимально вовлеченные родственники пропавшего человека. Благодаря такому неравнодушию и внимательности пожилая женщина была возвращена домой.
И дополнительное счастливое обстоятельство – Антонину Андреевну нашли в день ее рождения, вот такой вот подарок получили и потерявшаяся, и ее родственники.
Ну а наша с вами общая задача – максимально распространять информацию, как можно и нужно помогать людям, чье поведение выходит за рамки привычного, какие службы оповещать, как стараться не выпускать таких людей из поля зрения, чтобы убедиться в том, что человек полностью осознает себя в пространстве и времени и ему не нужна (или нужна) помощь окружающих. Давайте будем максимально бдительными и внимательными друг к другу, чтобы таких историй со счастливым концом становилось как можно больше».