Спасибо большущее всем вам ребята за участие!!!
Нам тоже мешали вертолеты на земле и в воздухе)
Текст у меня получится длинный. По этому обращу сразу ваше внимание на один момент. Прилет первых вертолетов был организован в качестве показа как лучше всего подбирать площадку в поле. Очень часто, единственное пригодное для посадки место, группа эвакуации выкладывает лежащими на земле жилетами, и не хватает только сыра в центре... Жилет рядом с вертолетом, обязательно затянет в винты. Закончится плохо. Два-четыре человека в яркой одежде обозначают площадку. А после того как их увидел пилот вертолета, садятся на корточки. Встречающий встает спиной к ветру и поднимает руки, площадка готова.
Авиация наша в этот раз отработала на тройку с минусом начиная с утра и заканчивая поздним вечером(. Пол дня мы искали костры, там, где стояли маяки и выясняли, что и где все таки надо искать. Потратили время и топливо в полях, забыв указать в задаче, что тело ушло с огромным белым пакетом. Главная задача была показать нашей молодежи, как выглядит тело в поле, а не как это долго, нудно и тяжело. Сразу после того, как удалось разобраться с задачами, "соседи" в Барвихе включили глушилки ЖПС, и почти у всех, к сожалению, это вызвало ступор. Собакам нашим дорогим, кто то пообещал, что мы всех сможем поднять. Хотя я предупреждал, что это очень разрушительно для вертолетов, и надо делать только показательные подъемы. В результате расстроили собачек и вожатых((
Надо сказать, что в этот раз у нас было очень много новеньких в воздухе и штабе и конечно версию надо было делать гораздо более лайтовую и спокойную. Но это всё поправимо в будущем и легко исправляется.
Больше пугают другие моменты. Главное замечание, повторяющяющеся из года в год. Явившееся причиной нескольких сбоев при взаимодействии между службами во время проведения реальных ПСР, чуть не ставшее основной причиной гибили потеряшки в прошлом сезоне. Это абсолютно варварское отношение к передаче координат. На всех уровнях подготовки, во всех без исключения структурах, одно и тоже. Как нам нравиться, так мы пишем и диктуем. В результате наши новички и даже опытные картографы, несчастные пожарные, пилоты ВС, получив данные даже в письменном виде, могут только догадываться, что им прислали. Каждый раз, когда мы с пренебрижением относимся к передачи координат, мы приближаем себя на один шаг к тому дню, когда мы окажемся главной, и до обидного тупой причиной не пришедшей вовремя помощи. Того, кто придумал фразу "Отрядный формат координат", мне хочется придушить собственными руками. Нет такого формата и никогда небыло! Как только вам придется общаться с другими структурами, вы сразу начнете делать ошибки пытаясь передать этот отрядный формат.
Официальные названия форматов и главные их отличия, вслух могут произнести единицы людей, даже прошедшие не одну операцию.
Ниже текст по результатам учений в Кудиново несколько лет назад. Ничего не изменилось....!
Пример первый.
Письменная задача координатору:
зашел из Дубровки.
N55°03'22.9" E36°22'25.3"
ушел на север.
СМС от координатора экипажу:
Зашел из Дубровки
N55°3,22.9" E36°22,25.3 (вот это что? Рубли, копейки, части копеек???)
Ушел на север.
Стенограмма сообщения о локализации потеряшки с борта ВС.
Мы все в общем примерно так и делаем.
Диспетчер. (Далее "Д")
- я готова принимать координаты.
Борт. Далее ("Б")
- записывайте, пятьдесят пять.
Д.
- Так.
Б.
- Ноль четыре.
Д.
- Ноль четыре.
Б.
- Четыре три, точка, ноль.
Д.
- Четыре три, точка, ноль.
Б.
- 036
Д.
- Угу.
Б.
- Два два.
Д.
- Два два.
Б.
- Пять пять.
Д.
- Пять пять.
Б.
- Точка, ноль.
Д.
- Точка, ноль. Пятьдесят пять, ноль четыре, сорок три, точка ноль. Тридцать шесть, двадцать два, пятьдесят пять, точка ноль.
Б.
- Подтверждаю.
Д.
- Принято, спасибо.
Конец.
Формат записи, появившийся в результате, в рабочей тетрадке координатора (все знаки сохранены):
N55° 04. 43.0
E36° 22 55.0
Вот примерно так это может закончится.
Координаты, дошедшие до меня (условно наземная группа), после всех пересылок.
N 55 04,430 E 36 22,550 (примечание. Ошибка обнаружения 626 метров)
Практически законченный поиск с реальной ошибкой в десять метров и применением дорогостоящей техники, фактически закончился потерей "клиента" из за ошибок (а в терминологии юристов это скорее всего звучало бы по другому) участников ПСР в расстановке знаков и чтении формата координат!
Второй пример более простой и понятный.
Экипаж, принимавший участие первый раз в наших учениях и не имевший до этого опыта боевых вылетов, получил координаты в десятичных градусах N55.08453 E36.27257 (из кп Авиаторов пошел за грибами. Пошел по реке на север).
Экипаж занес их в прибор в формате градусов и минут с тысячными долями N55°08.453' E36°27.257'
Через час работы, на удалении около 15 километров от реальной точки, закончили поиск по остатку топлива... За это время никому не пришла в голову мысль проверить входящие данные...
Примеры полученных данных от координаторов, где нет ни одного повторяющегося стиля изложения.
N 55 01.976 E 36 16,367 (используем любые знаки, символов формата нет)
N 55 02,190 36 16,411E (символы группы ставим где хотим)
N 55 02,167 E 36 16.421 (знаки)
N 55 2,12 E 36 16,30 (не секунды, оказалось что все таки тысячные доли минуты)
N 55 02.247 E 36 16 485 (очередной формат записи)
N 54 57,300 E 36 1,049 (еще )
N 54 57,296 E 036 01,024 (самый корректный из встречающихся)
N 55 04,712 E36 22,872 (и еще)
Конечно, даже Гугл может себе позволить вот такой инструктаж:
Как выполнить поиск по координатам
Введите координаты в поисковую строку. Допускаются следующие форматы:
* градусы, минуты и секунды: 41°24'12.2"N 2°10'26.5"E;
* градусы, минуты с десятичными секундами: 41 24.2028, 2 10.4418;
* десятичные градусы: 41.40338, 2.17403.
МЫ НЕ ГУГЛ И ЕСЛИ НЕ ПРЕКРАТИМ БЕСПРЕДЕЛ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КООРДИНАТ, ТО РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ ПЛОХО!
Так складывается наша с вами работа, что чаще всех, передавать координаты приходится именно нам. Передавать группам эвакуации ЛА, координаторам, ЦУКСам, спасателям МЧС. Получать в обратную сторону чертовщину грозящую всеми бедами и расшифровывать её. Не редко приходится снимать вину с членов отряда, имея письменное подтверждение того, что мы передали, а не того, что кто то умудрился внести в свой прибор.
В работе "Агела" выработана четкая инструкция по передаче информации группам эвакуации с навигационными приёмниками.
В ближайшее время будет разработан конвертор координат, не дающий возможности допускать ошибки и не позволяющий вольное обращение с количеством знаков в формате. На сегодня удовлетворяющего этим требованиям конветрора в сети просто нет.
Почти никто себе даже не представляет, с какими ошибками приходится сталкиваться когда ваш абонент не имеет хороших знаний или просто крайне устал и не спал пару суток.
Вот в таком виде на наших учениях были получены координаты закладок для авиации.
55°49.2654
Всё вроде просто. Тот самый "отрядный" формат. Просто конвертор посчитал до сантиметров и знаков широты оказалось восемь...
В прошлом году, очень самоотверженная, но очень малоопытная группа эвакуации, пыталась ввести почти такие же координаты в навигатор Гармин. В ячейки широты Гармина влезает семь знаков. Последний, восьмой знак "4", ребята пытались ввести в первый разряд долготы. Двадцать минут ушло, на то, что бы разобраться, почему прибор не хочет понимать 4ХХ°!!! Разобрались и дошли до места, врач констатировал смерть потеряшки около часа назад...
Все, кто позволяет себе при передачи данных вольное обращение с количеством цифр или знаками формата, даже между собой, рано или поздно рискуют стать, главной причиной трагического окончания ПСР.
Инструкция "Ангел"
Регламент передачи координат группам эвакуации экипажами ВС и авиакоординаторами ВПСО Ангел.
1. Авиакоординатору, как можно раньше получить координаты местоположения группы эвакуации с записью всех разделителей в формате.
2. В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ выяснить наличие одного из трех знаков стоящих в конце записи формата в навигационном приемнике который планируется использовать для навигации к цели поиска.
а) ° - формат градусы с десятичными долями
б) ' - формат градусы, минуты, доли минут
в) " - формат градусы, минуты, секунды
3. Как можно раньше, передать координаты местонахождения группы эвакуации экипажу ВС работающему на данном поиске и внести их в заявку в системе "Лара"
4. После выполнения задачи, полученные от экипажа ВС координаты цели,
передать группе эвакуации только в формате используемом группой эвакуации, с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СОБЛЮДЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЗНАКОВ И ВСЕХ РАЗДЕЛИТЕЛЕЙ ДАННОГО ФОРМАТА КООРДИНАТ в виде СМС с текстом (ОБРАЗЕЦ ПЕРЕДАЧИ):
ОБРАЗЕЦ
КООРДИНАТЫ ЦЕЛИ В ФОРМАТЕ ГРАДУСЫ, МИНУТЫ, ТЫСЯЧНЫЕ ДОЛИ МИНУТЫ.
ХХ°ХХ.ХХХ'N (семь знаков)
ХХХ°ХХ.ХХХ'E (восемь знаков)
При возможности указать расстояние до цели от группы эвакуации.
РАССТОЯНИЕ ДО ЦЕЛИ ХХХХ МЕТРОВ.
5. Внести как можно раньше координаты переданные экипажем ВС в заявку в системе "Лара".
6. Экипажам поисковых ВС запрещается передавать координаты группам эвакуации по радио, кроме случаев отсутствия других видов связи у групп эвакуации. В случае вынужденной передачи координат цели группе эвакуации голосом, в кратчайшее время сообщить об этом авиакоординатору.
Авиакоординатору не зависимо от получения сообщения от экипажа ВС о передачи координат группе эвакуации, а также не зависимо от доступности в сети телефонов группы эвакуации, выполнить пункт 4. Регламента.